Договор о совместной деятельности достаточно часто используется в российской деловой практике.
Целью заключения такого договора является как объединение усилий и средств предпринимателей, так и оптимизация налогообложения.
Как правило, говоря о совместной деятельности предпринимателей, мы имеем в виду договор простого товарищества, заключаемый с целью извлечения прибыли. Участниками простого товарищества могут быть только зарегистрированные индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, тогда как совместной деятельностью без извлечения прибыли могут заниматься и обычные люди или, допустим, некоммерческие партнерства.Несколько лет назад предпринимателями достаточно часто использовался следующий механизм: при приеме на работу с работником не заключался трудовой договор. Вместо этого человека просили зарегистрироваться в качестве предпринимателя, после чего с ним заключался договор простого товарищества (причем нередко в устной форме). Цель заключения такого, по сути притворного, договора была очевидной: во-первых, уклониться от уплаты единого социального налога, а во-вторых, избежать социальных обязательств перед работником, накладываемых действующими законами на работодателя. Такая практика таит в себе определенную угрозу для самого работодателя — ведь обязанности псевдоработника сформулированы, как правило, нечетко, и принудить его к соблюдению трудовой дисциплины можно разве что «неформальными» методами.
В последнее время случаи заключения притворных договоров простого товарищества достаточно редки: широкое применение специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вмененный доход — позволяет работодателям избежать уплаты чересчур, по их мнению, обременительного единого социального налога. С другой стороны, усиление государственного контроля в различных отраслях хозяйства (например, в сфере автоперевозок) затруднило применение серых схем, к которым относится притворный договор простого товарищества.
На сегодняшний день договор о совместной деятельности может приносить предпринимателям выгоду и без вступления в серую зону.
Какие же преимущества дает заключение такого договора?
Во-первых, в случае если у организации, заключающей такой договор, отсутствует так называемый юридический адрес (то есть нежилое помещение, в котором может действовать центральный офис фирмы), можно использовать помещения, находящиеся во владении другого участника договора.
Справедливости ради нужно отметить, что права простого товарища на использование такого помещения весьма и весьма ограничены.
Также остаются возможности применения договоров о совместной деятельности для оптимизации налогообложения. В частности, такие возможности открываются при использовании режима упрощенного налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Представим себе двух предпринимателей, решивших заниматься торговлей сообща. Для этого они заключили договор о совместной деятельности (гл. 55 ГК РФ). По договору каждый из участников сделал денежный вклад. На общие деньги товарищи закупили товар для дальнейшей его перепродажи.
В результате совместной деятельности была получена выручка, часть которой товарищи пустили на приобретение следующей партии товара, а часть — на распределение прибыли (ст. 1048 ГК РФ). И именно с этой суммы прибыли, полученной от совместной деятельности, предприниматели уплатили единый налог (п. 9 ст. 250, ст. 278, п. 1 ст. 346,15 НК РФ).
Если бы каждый из предпринимателей продавал товары от своего имени, то единый налог они бы платили со всей выручки, которую получили, а не с прибыли. Следовательно, сумма налога была бы намного больше.